Арчил Сихарулидзе: Победа Майдана в Тбилиси приведет не просто к захвату власти, а к гражданской войне

В Грузии есть пассивное большинство, которое голосовало за правящую партию. Но если радикальная оппозция захватит власть, это пассивное большинство разозлится, что может привести к гражданской войне, считает грузинский политолог, основатель научно-исследовательского института SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе

Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.

Ранее премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что оппозиция потерпела неудачу при попытках воплотить в стране сценарий Майдана. Он подчеркнул, что организаторы акций протеста, в том числе НПО, не смогут уйти от ответственности.

- Арчил, почему Кобахидзе настроен так оптимистично?

- Кобахидзе с своей оценке исходит из двух вещей.

Во-первых, вчера глава миссии ОБСЕ Паскаль Ализар направил письмо в грузинский МИД, в котором признал результаты прошедших парламентских выборов и выразил готовность сотрудничать с новым правительством.

Во-вторых, Конституционный суд даже не принял к рассмотрению иски об отмене результатов выборов. Причем в этих жалобах речь шла даже не о том, что голосование было якобы сфальсифицировано. Всем понятно, что это – сказка. Оппозиция утверждала, что на этих выборах якобы была нарушена тайна голосования, но Конституционный суд подтвердил, что это не так.

Таким образом, и с точки зрения грузинского законодательства, и с точки зрения ОБСЕ, легитимность прошедших выборов вообще никто не ставит под вопрос.

Теперь насчет митингов.

Видео, которые вы смотрите в соцсетях – это хорошая картинка, но реальность чуть-чуть другая. Да, днем есть люди, которые где-то собираются по 50 человек и митингуют, но это – все. В основном толпа собирается с 8 часов вечера до 4 часов утра. Это не массовые протесты. Это – от 5 до 10 тысяч человек максимум. Из них непосредственно экстремистской деятельностью занимаются 200-300 человек. Если бы эти 200-300 человек не устраивали провокации, митинги были бы абсолютно мирными и никто бы не говорил про Евромайдан.

Кобахидзе понимает, что руководство МВД, армии и МИДа никуда бежать не собираются. Поэтому он делает такие уверенные заявления. Власть четко контролирует ситуацию.

- А все эти митинги и драки происходят по ночам, чтобы картинка для СМИ была ярче?

- Давайте я еще раз поясню, что на самом деле происходит.

Протестная волна после выборов умерла. Никто не смог доказать, что выборы были сфальсифицированы. Потом Кобахидзе сделал заявление, которое переврали так, будто бы Грузия уходит под Россию. Это же смешно. Он фактически сказал следующее: "Мы не будем просить Евросоюз начать с нами переговоры о вступлении в ЕС. Если Евросоюз захочет нас принять, пусть сам это сделает".

Это подстегнуло часть людей, в том числе аполитичных, выйти на митинг. Но с первых дней протестов было видно эти 100-300 человек с пиротехникой, которых целенаправленно готовили для провокаций. Причем эти провокации они пытаются устроить на одной и той же улице в одном и том же месте. В других частях центра вообще ничего не происходит.

Да и в целом за последнее время даже с точки зрения агрессии все стало гораздо спокойнее.

Потом Зурабишвили прямо призвала полицию и косвенно призвала армию выступить против государства и правительства. А потом она вообще призвала школьников выйти на митинги. К сожалению, я точно знаю, что в школе, где учатся мои дети, определенные лица активно пытались вывести ребят на какие-то протесты.

При этом Патриархия Грузинской православной церкви и многие обычные люди заявили, что это неприемлемо. Духовенство даже поиздевалось над Зурабишвили, сказав, что в следующий раз она будет поднимать на протесты детские садики. Максимум, что им удалось собрать, так это 10-20 студентов.

Еще раз. В Грузии есть мирные акции протеста. Но оппозиции одних митингов недостаточно. Оно использует подготовленное радикальное меньшинство, которое пытается спровоцировать массовую драку, в которой бы кто-то пострадал. Им нужно показать, что в стране напряженность, чтобы спровоцировать дополнительные беспорядки.

Все эти поджоги и использование водометов происходит с 8 часов вечера до 4 часов ночи. Одни и те же люди дерутся в одном и том же месте. Да, сейчас на проспекте Руставели могут быть 50 человек, которые могут свистеть и кричать. Это не проблема. В Грузии есть культура митингов. А те люди, которые продают картинку для СМИ и соцсетей, приходят поздно вечером.

Да и посмотрите на сами видео. Напротив парламента стоит толпа, а группа людей, не дожидаясь политических призывов, пытается атаковать здание парламента, зная, что это – беззаконие и что они могут получить ответ.

Кстати, сейчас они поменяли тактику. Пару дней назад эти 100-300 человек ждали 12 часов ночи, а потом начинали драку. А сейчас они приходят в 8 вечера и сразу начинают драку. Причем спецназ уже их не ждет. Как только они начинают нападки, они моментально начинают их разгонять. И они все время пытаются что-то поджечь, чтобы опубликовать видео в соцсетях.

К сожалению, в Грузии полно небольших информационных ресурсов, которые сидят на грантах с Запада. Я как раз собираю материал для книги и точно знаю все эти организации. Эти люди если не прямо пропагандируют насилие, то одобряют его. Мол, грузинский народ восстал. Это не грузинский народ. Это маленькая, но очень агрессивная часть грузинского народа. Грузинский народ не будет призывать школьников участвовать в беспорядках. Очень хорошо, что Патриархия и большинство резко высказались против этого.

- И все-таки, грузинские власти будут паковать это агрессивное меньшинство, готовое драться?

- Это агрессивное меньшинство питается от определенных ресурсов, но эти ресурсы рано или поздно закончатся. На каждом митинге их задерживают. Рано или поздно у них люди иссякнут. А найти тысячи людей, которые по своей воле готовы заниматься экстремизмом, невозможно в принципе. Максимум, что они могут найти – тысячу человек на всю страну.

Повторюсь, эти провокаторы могут или физически закончиться, или потерять форму, или уйти из-за отсутствия финансовой поддержки. В конце концов, пиротехника у них тоже может закончиться. Без ресурсов воевать невозможно. А мирно стоять они могут сколько угодно. В Грузии фактически сформировалась модель, когда люди в случае чего сразу же бегут к премьер-министру, как будто он в жизни решает.

Проблема в том, что эти провокаторы пытаются натравить не только мирных протестующих на спецназ, но и спецназ на мирных протестующих, чтобы вызвать массовую потасовку.

Я вообще считаю, что сравнивать нынешние события в Тбилиси с Евромайданом некорректно. Майдан не привел к гражданской войне в Киеве. Он привел к тому, что институты на Украине развалились и власть захватили. А в Грузии речь может идти о настоящей гражданской войне. Дело в том, что в стране есть пассивное большинство, которое голосовало за "Грузинскую мечту". Но если это пассивное большинство разозлится и увидит, что их детьми пытаются манипулировать, боюсь представить, что может произойти.

- Если протесты утихнут, как на это отреагирует Запад?

- То, что происходит сейчас в Грузии – это не вопрос демократии. Даже по данным Атлантического совета, Грузия входит в ТОП-3 самых прозрачных и демократических стран. То есть это вопрос идеологии и геополитики, когда некоторые страны Европы хотят латентно, не вступая в прямое столкновение, принудить "Грузинскую мечту" (раньше она им нравилась, теперь не нравилась), уйти, чтобы на их место пришли сторонники радикальных взглядов на европейское будущее.

Поэтому грузинские послы в основном делают заявления только на "Твиттере" (грузины там не сидят) и дают комментарии западным СМИ, чтобы иметь возможность побороться за внешнюю аудиторию. И в основном они высказываются очень осторожно. При этом Госдеп США после долгого молчания выразил сожаление, что "Грузия решила приостановить процесс вступления в Евросоюз" (так это Евросоюз приостановил процесс, а не Грузия).

Так что все зависит от того, сможет ли Зурабишвили и оппозиция с помощью массовой пиар-кампании вывести в Тбилиси сотни тысяч людей (в регионах за всю историю Грузии революция ни разу не делалась), чтобы парализовать столицу.

Пока им удалось парализовать лишь 200 метров центра города. Да и то вечером. Потому что большинство тбилисцев их не поддерживают. Если они не могут парализовать город, им нужно подраться. И западные послы следят, будут ли эти драки масштабными и приведут ли они к массовым жертвам.

Поэтому спецназ сейчас действует очень деликатно. Если раньше они очень долго позволяли митингующим нападать на полицию, то теперь они моментально окружают нападавших. Да, во второй день митинга их действия были полукарательными (с этим будут разбираться). Но в остальные дни все было тактично.

Например, вчера всех мирных митингующих отодвинули в сторону церкви, а полиция их просто охраняла. А тех, кто кидался в драку, отодвинули и сразу же разогнали. И общее количество задержаний резко уменьшилось с более 100 до менее 50. То есть число радикалов будет сокращаться.

Повторюсь, никаких параллелей с Евромайданом проводить нельзя. В Киеве был насильственный захват зданий. Если оппозиция решит захватить здания, она должна быть уверена, что в им не прилетит ответ. А у государства больше ресурсов во всем: и в людях, и в оружии.

- То есть сейчас "Грузинская мечта" будет делать ставку на то, что никаких массовых протестов в стране нет, чтобы не дать Западу повод для каких-то санкций?

- Безусловно. "Грузинская мечта" прямо говорит о том, что отдельные политические деятели используют мирные митинги для дестабилизации обстановки в стране. Она также указывает, что отдельные экстремисты нападают на здание парламента. Но никакой дестабилизации в Тбилиси пока нет. Если вы рано утром пройдетесь по проспекту Руставели, вы только увидите, что на здании парламента написаны плохие слова.

Также об этой теме - в интервью Игоря Гвритишвили: Без своей Западной Украины Майдан в Грузии невозможен

Топ
Вот она, роковая ошибка: Грузия объявила о принятом решении. Россия запомнит
Вот она, роковая ошибка: Грузия объявила о принятом решении. Россия запомнит
Премьер Грузии выступил за вступление в ЕС и мирные отношения с Россией Премьер-министр Грузии, выступая на панельной дискуссии "Партнёрство в эпоху многополярности", заявил, что республика не собирается отказываться...
Грузия
17:40
Поддубный заподозрил неладное: Украина неспроста возобновила паромное сообщение с Грузией впервые с начала СВО?
Поддубный заподозрил неладное: Украина неспроста возобновила паромное сообщение с Грузией впервые с начала СВО?
Украина неспроста возобновила паромное сообщение с Грузией впервые с начала СВО? Военкор Евгений Поддубный заподозрил неладное: "Что и кто поставляется в обратном направлении - вопрос не праздный". Накануне украинские СМИ...
Грузия
15:10
Грузинский премьер упомянул территориальные претензии к России, говоря о мире
Грузинский премьер упомянул территориальные претензии к России, говоря о мире
Грузинский премьер сообщил о "мирном видении" отношений с Россией. Но территориальные претензии сохраняются. Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе сообщил, что нынешние власти следуют "мирному видению" в отношении...
Грузия
14:45
Грузия придерживается мирного развития отношений с Россией - премьер
Грузия придерживается мирного развития отношений с Россией - премьер
У Грузии нет дипломатических отношений с Россией, но, в то же время, власти проводят интенсивную экономическую политику и поддерживают торговое партнерство, заявил премьерТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. Власти Грузии...
Грузия
17:43
11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
Эта дата навсегда вписана в мировую историю благодаря интернациональному восстанию заключённых Бухенвальда в 1945 году.Для нас это не просто день в календаре. Это боль...
Мир
16:58
Глава парламента Грузии: санкции Великобритании и укрытие Кезерашвили – повод для вопросов
Глава парламента Грузии: санкции Великобритании и укрытие Кезерашвили – повод для вопросов
Великобритания накануне ввела санкции еще против четырех грузинских чиновников за нарушения прав человекаТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. Введение Великобританией санкций против грузинских чиновников вызывает вопросы на фоне укрывательства c...
Грузия
14:05
Грузия и ЕС нуждаются в друг друге – глава МИД
Грузия и ЕС нуждаются в друг друге – глава МИД
Мы видим несправедливые подходы со стороны Евросоюза к Грузии, заявила министр ТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. Грузия также нуждается в Европейском Союзе, а Евросоюз в той же степени нуждается в Грузии, особенно в тогда, когда речь касается связности...
Грузия
16:14
К Грузии относятся несправедливо – глава делегации Турции на ПА НАТО
К Грузии относятся несправедливо – глава делегации Турции на ПА НАТО
Грузия и Турция как страны-кандидаты в ЕС всегда поддерживают друг друга на международной арене на всех платформах, заявил турецкий политик ТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. Европарламент и другие парламентские ассамблеи очень несправедливо относятся к...
Грузия
20:02
Посол США Бринк на Украине – всё. Кто сменит её на посту?
Посол США Бринк на Украине – всё. Кто сменит её на посту?
Теперь официально: посол США на Украине Бриджит Бринк уходит в отставку. По словам пресс-секретаря Госдепа Тэмми Брюс, посол проработала в зоне конфликта три года, что является "экстраординарным результатом".Сам конфликт, добавила она...
Мир
11:37
Борьба с наркотиками в Грузии: число задержанных продолжает расти
Борьба с наркотиками в Грузии: число задержанных продолжает расти
В Тбилиси полиция задержала наркозакладчика, который успел разложить наркотики на пяти локация ТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. Сотрудники полиции в период с 17 марта по 8 апреля с 17 марта по 8 апреля 2025 года задержала 59 человек по обвинению в...
Грузия
18:53
Важно развивать связи через Черное море – глава МИД Грузии
Важно развивать связи через Черное море – глава МИД Грузии
Черное море имеет первостепенное значение для Грузии, отметила министрТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. Грузии важно развивать связи через Черное море, которое является связующим звеном с Евросоюзом, заявила министр иностранных дел Грузии Мака Бочоришвили на...
Мир
13:05
Премьер Грузии выступил за нормализацию отношений с РФ и членство в ЕС
Премьер Грузии выступил за нормализацию отношений с РФ и членство в ЕС
Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что первостепенной задачей для Тбилиси является вступление в Европейский союз, при этом страна готова и к нормализации отношений с...
Грузия
17:36
Да будет свет: от безжизненных улиц до энергонезависимости в Грузии
Да будет свет: от безжизненных улиц до энергонезависимости в Грузии
Грузия прошла тяжелый путь от керосиновых ламп и дров в 90-х, когда страна не могла позволить себе даже купить электроэнергию, до амбициозного плана энергонезависимости. О том, что было, есть и, возможно, будет – специально для Sputnik ГрузияКогда...
Грузия
10:31
Европейские бюрократы потерпели поражение в Грузии – Каладзе
Европейские бюрократы потерпели поражение в Грузии – Каладзе
Парламентская ассамблея Совета Европы приняла очередную критическую резолюцию по ГрузииТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. Европейские бюрократы, лицом которых в стране является "радикальная оппозиция", не могут смириться с тем, что потерпели поражение в...
Грузия
12:19
Армения открыла двери для радикалов
Армения открыла двери для радикалов
В условиях растущей напряжённости между Ираном и союзом США-Израиль вероятность военной эскалации в регионе становится всё более реальной, что неизбежно спровоцирует массовый исход населения из Ирана....
Мир
14:04
Сийярто призвал ЕС избавиться от двойных стандартов в отношениях с Грузией
Сийярто призвал ЕС избавиться от двойных стандартов в отношениях с Грузией
ТБИЛИСИ, 11 апреля. /ТАСС/. Брюссель в отношениях с Грузией руководствуется двойными стандартами. Евросоюз должен действовать справедливо, заявил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Питер Сийярто грузинским журналистам...
Грузия
15:17
В Грузии отменили спектакль с уехавшей из России актрисой Чулпан Хаматовой
В Грузии отменили спектакль с уехавшей из России актрисой Чулпан Хаматовой
Спектакль «Исцеление» с участием актрисы Чулпан Хаматовой отменили в Тбилиси в день премьеры по инициативе организаторов. Об этом сообщает «Абзац».«Отмена была не со стороны театра, это с их стороны, и поэтому абсолютно не знаем причин», — заявили в...
Грузия
14:54
Солнцев: Оренбуржье удвоило экспорт продукции АПК по итогам 2024 года
Солнцев: Оренбуржье удвоило экспорт продукции АПК по итогам 2024 года
МОСКВА, 11 апр - РИА Новости. Оренбургская область удвоила экспорт продукции агропромышленного комплекса по итогам 2024 года, он составил 329,6 миллиона долларов США, что практически в два раза выше плана, сообщил...
Мир
13:47
Черная полоса Чулпан Хаматовой*: в Грузии не будет "Исцеления" с ее участием
Черная полоса Чулпан Хаматовой*: в Грузии не будет "Исцеления" с ее участием
Театр имени Грибоедова в в Тбилиси отменил в день премьеры спектакль с участием сбежавшей из России актрисы Чулпан Хаматовой*. Об этом сообщил "Царьград"Уточняется, что театр пообещал вернуть зрителям деньги за билеты. При этом официальной причины...
Грузия
13:33