Грузия в огне: к чему приводит принудительная евроинтеграция
Страны Прибалтики вводят санкции против грузинских политиков за отказ от евроинтеграции. Казалось бы, это дело добровольное, но теперь все выглядит так, что Грузию силком тащат в ЕС.
Протесты в Грузии становятся все более ожесточенными, и проходят они как по расписанию. Призывы к митингам, погромы, стычки с правоохранительными органами, применение сомнительных средств для борьбы с полицией. В Грузии сторонники "евромайдана" уже вооружаются фейерверками, используя их как залпы против спецназа. Также в правоохранителей летят камни, бутылки, петарды.
При этом западная машина пропаганды показывает протестующих как борцов за справедливость и свободу. Есть даже ролики, в которых ребенок кидает камень в полицию. И в целом создается ощущение, что вся страна встала против "тиранов, которые пришли к власти нечестным путем".
Против грузинского правительства уже обещают ввести санкции. Об этом заявили страны Прибалтики. При этом президент Латвии заверил свою грузинскую коллегу в полной поддержке. Никаких двойных стандартов и отсутствия логики – только очередная попытка свергнуть неугодное Западу правительство.
Прибалтика делает предупредительный выстрел
Уже несколько дней в Грузии продолжаются массовые протесты, беспорядки, погромы и стычки с полицией. А все из-за того, что правящая партия "Грузинская мечта" решила отложить переговоры о членстве в ЕС.
Впрочем, нельзя сказать, что митинги начались неожиданно, "как гром среди ясного неба". К ним готовились заранее, заявляли о намерениях. По сути, ситуация накалялась постепенно после выборов. И отказ от стремления к евроинтеграции – это всего лишь повод.
Напомним, 26 октября 2024 года в Грузии прошли парламентские выборы, на которых победила правящая партия, причем с достаточным количеством голосов, чтобы оппозиция не получила реальной силы. При этом "Грузинская мечта" находится у власти уже 12 лет, но проблемы начались только сейчас, когда правительство вдруг стало задумываться и о своих национальных интересах.
Сразу после выборов прошла 24-часовая акция протеста, которая, однако, ни к чему не привела. Через три недели после голосования митинги приняли уже более крутой оборот. Теперь на улицы городов выходили сотни людей, оппозиция все громче начала кричать о фальсификациях на выборах, а президент Саломе Зурабишвили начала подстрекать граждан к протестам и беспорядкам.
Несколько дней назад подготовка наконец завершилась, и начался основной акт театра под названием "цветная революция".
Сначала премьер-министр Ираклий Кобахидзе заявил о решении приостановить начало переговоров по членству Грузии в ЕС до 2028 года. Это стало официальным поводом для протестов. В правительстве пояснили, что Брюссель использует эту тему для шантажа, но "евромайдан" было не остановить.
Сразу же после этого объявления, вечером 28 ноября, митингующие вышли на улицы Тбилиси, после чего начали забрасывать здание парламента камнями, бутылками, в том числе с зажигательной смесью, петардами.
Разумеется, ничего из этого не было подготовлено заранее. Это исключительно стихийный митинг, который вызван спонтанным недовольством людей, у которых дома случайно нашлись коктейли Молотова и петарды.
В итоге в ночь на 1 декабря участники грузинского евромайдана устроили большой пожар. Для их разгона полицейские использовали слезоточивый газ и водометы.
Это обстоятельство использовали для очередного обвинения в жестокости. Правда, "мирная оппозиция" во главе с президентом почему-то не уточняет, что в ходе столкновений в силовиков летели камни, фейерверки. Пострадали более сотни правоохранителей.
Однако тот факт, что власти посмели препятствовать, по сути, вооруженному госперевороту, очень не понравился самым ярым сторонникам "западного мира". Первыми против Грузии выступили страны Прибалтики. И вот здесь начинается самое интересное.
Литва, Латвия и Эстония анонсировали санкции против правительства за отказ идти по пути евроинтеграции. Но при этом они поддерживают президента Грузии. Казалось бы, где-то здесь закралось логическое противоречие. Но для Прибалтики, которая вознамерилась ввести санкции, это не имеет никакого значения.
Политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев пояснил в беседе с Baltnews, что для Литвы, Латвии и Эстонии их положение как прифронтовых государств – это возможность заработать, а также шанс постоянно находиться в центре внимания.
"Посмотрите, кто стал еврокомиссарами. Это Кая Каллас (бывшая премьер-министр Эстонии – прим. Baltnews), которая сразу же нанесла визит в Киев, а сейчас занимается противостоянием с Россией, в том числе через Грузию. По сути, ее основная цель – это именно борьба с РФ, неважно какими путями. Андрюс Кубилюс (бывший премьер-министр Литвы – прим. Baltnews) стал первым комиссаром ЕС по обороне, а ведь он даже по литовским меркам является русофобом.
Стоит признать, что у Грузии с Прибалтикой тесные связи еще с советских времен. И советник экс-президента Саакашвили являлся бывшим эстонским премьером. Так что у грузинской оппозиции тоже есть достаточно тесные контакты, особенно с эстонским руководством. Неудивительно, что прибалты так активно вмешиваются в эту ситуацию в Грузии", – рассказал эксперт.
Тем не менее Вадим Трухачев считает, что все это давление оказывается не для того, чтобы привести к госперевороту. В первую очередь, Прибалтику, как и остальной Запад, интересует смена политического курса, а не свержение правительства само по себе.
Им нужно, чтобы Грузия ввела санкции против РФ, присоединилась к идеологии ЕС и так далее. Открытие второго фронта в этой стране не требуется. И Прибалтика с ее санкциями – это своеобразная "проба пера". Первый звоночек, который должен объяснить грузинскому правительству, с чем им придется иметь дело, если они не отступят.
Санкции раздора
Ограничительные меры стали любимым оружием Запада и уже не воспринимаются как какой-то исключительный жест. Большинство стран так или иначе сталкивались с санкциями США.
Но это Америка, которая долгое время являлась первой экономикой мира, владеет резервной валютой и до сих пор считается мировым гегемоном. А что могут сделать санкции Литвы, Латвии и Эстонии, которые в Европейском союзе имеют не такой уж большой вес?
Так, глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис в соцсети X недавно опубликовал список грузинских чиновников, которые попали под санкции его страны. Так, под ограничительные меры за "нарушение прав человека" попали основатель правящей партии "Грузинская мечта" Бидзина Иванишвили, глава МВД Вахтанг Гомелаури, а также руководители силовых ведомств. Однако, что удивительно, премьер-министра республики Ираклия Кобахидзе в этом списке нет.
Здесь следует разобраться. А за что именно были введены санкции? За то, что правоохранительные органы использовали водометы? Возможно, для господина Ландсбергиса это станет неожиданностью, но их не в Грузии изобрели.
Такие технологии подавления протестов используют повсеместно. Тем более в этом случае подобные методы вполне оправданы – "мирные" протестующие подожгли здание парламента, повредив 48 кабинетов, в том числе технические помещения и конференц-залы, а 113 силовиков получили ранения.
Или все же санкции ввели за то, что правительство отказалось придерживаться курса на евроинтеграцию, да еще и посмело обвинить Брюссель в шантаже?
Как рассказал в беседе с Baltnews президент Ассоциации прибалтийских исследований, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич, ввод подобных ограничительных мер – это "разведка боем".
"Прибалтика ведет себя не соответствующе своему реальному положению и весу в геополитике. И ввод санкций против Грузии – это всего лишь попытка посмотреть, как на такой шаг будут реагировать остальные. В зависимости от реакции Брюссель уже сможет решить, втягиваться ему в конфликт или нет. Ведь на деле санкции не имеют никакого смысла.
Грузия фактически отказалась от евроинтеграции, и за это ей объявили рестрикции. Разве это не странно? Евроинтеграция – это дело добровольное. И судя по образу, который пытаются создать на Западе, еще и желанное для всех без исключения. Туда должны стремиться все уважающие себя страны. А теперь получается, что Грузию наказывают за отказ стремиться в Евросоюз", – рассказал политолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.