Громкие фразы и тихий митинг: как "Грузинская мечта" в четвертый раз победила на выборах
К нынешним парламентским выборам, которые прошли в Грузии 26 октября, было приковано особое внимание. Рекордное число иностранных журналистов собралось в минувшие выходные в Тбилиси для того, чтобы не только проследить за очередным раундом политической борьбы в стране, но и, возможно, стать свидетелями беспорядков. О возможных попытках оппозиции дестабилизировать обстановку после выборов неоднократно заявлял премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе.
Кто боролся за власть?
Правящая с 2012 года партия "Грузинская мечта — Демократическая Грузия" планировала не только одержать очередную победу, но и обеспечить себе в парламенте нового созыва конституционное большинство, то есть три четверти всех мандатов (113 мест из 150). Это было нужно, в первую очередь, для признания неконституционной основанную экс-президентом Михаилом Саакашвили партию "Единое национальное движение" (ЕНД). Главное обвинение — развязывание войны в Южной Осетии в 2008 году. Также "Грузинская мечта" собиралась запретить три другие крупные оппозиционные партии за связи с ЕНД, ведь в их рядах есть бывшие, как в Грузии говорят, "националы".
Партия Саакашвили, которая все эти 12 лет считалась главным оппонентом власти, участвовала в выборах под названием "Единство — Национальное движение", включив в свои ряды нескольких оппозиционных политиков. Три другие партии, от которых после выборов планировала избавиться "Грузинская мечта", — это "Коалиция за перемены", "Сильная Грузия" и "Гахария за Грузию", которую возглавляет экс-премьер Георгий Гахария. В планы оппозиционного квартета входила коллективная победа на выборах над "Грузинской мечтой" по сумме голосов и создание коалиционного правительства.
День выборов и ожидание беспорядков
В целом выборы прошли спокойно, не считая нескольких инцидентов в различных городах. Имели место драки между группами сторонников и противников власти вблизи нескольких участков. Также, пожалуй, самым громким случаем стал вброс бюллетеней на одном из участков в Марнеульском муниципалитете, попавший на видео. По этому факту сразу же завели уголовное дело, а результаты голосования там аннулировали. Этот участок был среди того меньшинства, где использовали старомодные урны. На 74% участков по всей стране были установлены электронные урны, с которыми подобные махинации бы не прошли.
Читайте такжеМнениеМесяц до выборов в Грузии: крупное поражение грозит оппозиции фатальным исходомВсе самое интересное должно было начаться в момент закрытия избирательных участков в 20:00 (19:00 мск). По традиции в это время грузинские телеканалы объявляют данные экзитполов. Местная особенность в том, что опросы проправительственных и оппозиционных каналов на всех последних выборах получаются такими, какими их хотят видеть стороны. В итоге — что "Грузинская мечта", что ЕНД обычно празднуют победу. Так вышло и на этот раз. По экзитполам провластного ТВ "Имеди" правящая партия набирала 56,1%, четверка оппозиции в полном составе преодолевала пятипроцентный барьер, но терпела поражение. У телеканалов "Формула" и "Мтавари архи" получалось, что "Грузинская мечта" набирала чуть более 40%, а оппозиция получала желаемый коллективный перевес в парламенте.
Часа через полтора ЦИК показал реальную картину — по первым же данным с электронных урн стало понятно, что "Грузинская мечта" побеждает, у нее больше 50%. Барьер в 5% преодолевают четыре крупнейшие оппозиционные партии, которые в целом все же терпят поражение. В принципе, это то, о чем и говорили экзитполы "Имеди". Лидеры правящей партии довольно сдержанно поздравили своих избирателей с победой. Все же весь предвыборный период они уверенно заявляли, что их поддержка составляет 60%. Но предрекали, что порог в 5% преодолеют одна или максимум две оппозиционные партии. Такой расклад давал партии желаемое конституционное большинство. Однако тут простое большинство и около 90 мандатов из 150 — как и было в парламенте текущего созыва.
Главная интрига вечера — каковы будут действия оппозиции, которая была уверена в своей коллективной победе до выборов и успела обрадоваться результатам части экзитполов. Ответом была тишина. Никаких протестов и даже заявлений со стороны лидеров оппозиции. Первые слова с их стороны прозвучали уже после полуночи. "Единство — Национальное движение" и "Коалиция за перемены" назвали выборы сфальсифицированными, нелегитимными, не признали их предварительных результатов. Одна из лидеров "Коалиции за перемены" Элене Хоштария анонсировала непрерывные акции протеста, а потом все, видимо, пошли спать — и политики, и журналисты, которые были единственными, кто пришел к парламенту после выборов.
Президент и "долгожданный" митинг
Следующий после выборов день — 27 октября — многие, в том числе в грузинском руководстве, называли днем возможной попытки революции. Ночной подсчет голосов не изменил общей картины, также оппозиции не дало ничего существенного то, что за рубежом их поддержали больше, чем "Грузинскую мечту". Так что воскресенье все встретили в ожидании действий оппозиции. Итоговая картина выборов была такой: "Грузинская мечта" — 53,9%, "Коалиция за перемены" — 11%, "Единство — Национальное движение" — 10,1%, "Сильная Грузия" — 8,8%, "Гахария за Грузию" — 7,7%.
Но никаких протестов в этот день, несмотря на предвыборное нагнетание, не было. Наверняка у оппозиции было бы больше аргументов и пыла, если бы выборы критически оценили наблюдатели из ОБСЕ. Однако на пресс-конференции в среду днем они хоть и перечислили инциденты на некоторых участках, но в целом признали выборы конкурентными и состоявшимися, а "Грузинскую мечту" переизбранной властью.
Для партии власти этот отчет авторитетных международных наблюдателей был, безусловно, важным козырем против всевозможных обвинений. Оппозиция же продолжила говорить о фальсификации, частично заявила о планах бойкотировать парламент и опиралась на выступления некоторых европейских политиков, поспешивших также усомниться в данных ЦИК.
Читайте такжеМнениеЕвроинтеграция на паузе: что мешает Грузии на пути в ЕС кроме закона об иноагентахВечером на передний план вышла президент страны Саломе Зурабишвили. До выборов она прилагала все усилия, чтобы главные оппозиционные партии нашли общий язык, несмотря на неприязнь между отдельными их представителями, и сумели объединиться в случае коллективной победы. Она даже дала подписать лидерам четырех партий так называемую грузинскую хартию — план реформ на случай поражения "Грузинской мечты" и формирования коалиционного правительства.
Зурабишвили заявила, что также не признает результатов выборов, назвала итоги голосования "российской спецоперацией" и назначила митинг на вечер 28-го числа к радости десятков иностранных журналистов, приехавших в Грузию во многом ради этого.
Масштабный, но недолгий протест
Людей у парламента Грузии — традиционного места протестов в центре Тбилиси — вечером в понедельник собралось очень много. Есть с чем сравнивать, ведь не далее как в апреле — мае этого года здесь ежедневно собирались тысячи людей против закона "О прозрачности иностранного влияния". Граждане, голосовавшие против "Грузинской мечты", заполнили не только часть проспекта Руставели перед законодательным органом, но и вынуждены были стоять по бокам, откуда возведенная перед парламентом сцена виднелась с трудом.
На эту сцену вышла Зурабишвили под овации публики. Надо признать, что среди противников власти она за последние два года стала довольно популярной фигурой. Куда более популярной, чем многие лидеры действующих оппозиционных партий. Во время весенних протестов она не выходила на акции, а тут второй раз за неделю — первым было ее выступление на предвыборном оппозиционном митинге-концерте 20 октября.
Пока Зурабишвили, а также лидеры "Единства — Национального движения", "Сильной Грузии" и "Коалиции за перемены" с трибуны требовали от властей провести повторные выборы, на прилегающих к парламенту улицах 9 апреля и Чичинадзе стояли шеренги полицейских. Они не перекрывали проходы кордоном, а скорее обозначали свое присутствие и готовность встретить радикально настроенных митингующих. Также во дворе парламента и расположенного рядом правительства дежурил спецназ, готовый освежить в памяти у всех весенние разгоны.
Однако примерно через полтора часа после начала митинга, около 21:00 (20:00 мск), выступающие со сцены сказали, что на этом все, выключили микрофон и ушли. Следом стала расходиться и многотысячная толпа. Некоторые протестующие какое-то время оставались перед сценой и возмущались тому, что митинг так быстро завершился, но попытку оживить толпу, идущую в сторону метро, никто не предпринял. Акция завершилась. Вскоре начала расходиться и полиция. Последними, конечно, ушли с Руставели журналисты.
После этого в стране наступило (возможно, только временное) затишье. Оппозиционные партии ведут консультации с президентом, президент дает интервью иностранной прессе, где говорит о фальсификации выборов, а ЦИК призывает Генпрокуратуру начать расследование подтасовки голосов, если таковая была, чтобы положить конец обвинениям.