Какой будет политика ЕС в Закавказье при председательстве Дании
С 1 июля страной — председателем Евросоюза на полгода стала Дания. В качестве одного из приоритетов скандинавы обозначили усиление противодействия России. И речь идет не только об Украине. Всё большее внимание в ЕС уделяют Закавказью, имеющему особое значение как с точки зрения военно-политического противостояния нам, так и снабжения Европы газом и нефтью в обход России. Последние события в Азербайджане, Армении и Грузии явно указывают на наличие в них европейского «следа»
Источник фото: sputnik-georgia.ru
Интерес к странам Закавказья возник у Евросоюза отнюдь не вчера и даже не в 2014 году. Еще с 2009-го Азербайджан, Армения и Грузия стали участниками программы ЕС «Восточное партнерство», нацеленной на их приближение к объединенной Европе и отдаление от России. С Грузией дело дошло до полноценного договора об ассоциации, с Арменией — до ограниченной ассоциации. На Азербайджан такие далекоидущие планы не строят, однако энергетическое сотрудничество ЕС с ним только укрепляется.
Общую цель в Евросоюзе даже не пытаются скрывать — полное вытеснение России из Закавказья. На это направлена работа и в регионе в целом, и с каждой из трех стран в отдельности. Следы этой деятельности европейцев, к сожалению, видны во всех трех случаях. Грузия фактически полностью выпала из орбиты России еще в 2008 году — у нас даже дипломатических отношений нет. Азербайджан и Армения при всей взаимной враждебности почти синхронно проводят всё более антироссийскую политику при полном одобрении Брюсселя.
Сейчас Евросоюз требует буквально военной дисциплины против России не только от входящих в него государств, но и от всех его ближайших партнеров. Потому пытаются всячески осаживать идущие «не в ногу» власти Венгрии и Словакии. Потому так жестко давят на неприсоединившуюся к санкциям Сербию. Потому любой ценой продавливают атлантистку Майю Санду в Молдавии. Трем странам Закавказья тоже деваться некуда — от них как от участников «Восточного партнерства» требуют того же.
Возьмем последние действия Азербайджана. Началось всё еще с авиакатастрофы над Каспием в конце 2024 года, которую в Баку явно использовали как повод отдалиться от России. Далее последовали подчеркнуто теплые встречи с представителями Украины, закрытие представительств российских СМИ и Россотрудничества, длительные сроки заключения для пророссийских политологов, снос памятника летчикам — героям Великой Отечественной войны в Гяндже, неприезд президента Ильхама Алиева в Москву на 9 Мая. Наконец, случился нынешний громкий скандал. 30 июня силовики в Баку задержали главу редакции Sputnik Азербайджан Игоря Картавых и шеф-редактора Евгения Белоусова, обвинив их в связях с ФСБ. МВД Азербайджана сообщило, что в результате операции в офисе Sputnik были задержаны семь человек.
Европейский след в этой истории долго искать не нужно. Большую часть бакинской нефтедобычи контролируют компании из Британии, значительную — из Италии и Норвегии. В течение 2024 года Азербайджан начал подписывать контракты на увеличение поставок своего газа в Европу на замену российскому. Кроме того, в Евросоюзе видят Азербайджан не только источником энергоресурсов, но также и транзитным звеном для поставок углеводородов из Казахстана и Узбекистана, для транспортного коридора из Китая в обход России.
Азербайджан попробовал в 2024 году «наказать» Францию за поддержку Армении, поддержав волнения в Новой Каледонии и пригласив к себе сепаратистов из других французских заморских территорий. Однако Евросоюз жестко ответил ему, что в такие вещи играть не стоит. Поскольку основная часть азербайджанских нефти и газа идет в Европу, да и саму добычу контролируют оттуда же, пришлось сдать назад. И словно оправдываясь за то, что совершили лишнее, в Баку начали совершать демонстративно антироссийские жесты.
Христианская часть Закавказья от Азербайджана отличается. В отличие от него Евросоюз видит в Грузии и Армении территорию, где со временем могли бы укрепиться европейские ценности. Здесь нет жесткой несменяемой власти: выборная система европейского типа более-менее прижилась. В Евросоюзе уверены, что точно так же должны там прижиться однополые браки (движение ЛГБТ признано в России экстремистским и запрещено), «зеленая политика», слабая поместная церковь и прочие атрибуты современной европейской политической жизни. И с них спрос даже жестче, чем с Азербайджана.
Ограниченную ассоциацию Армении с Евросоюзом подписали еще до прихода нынешнего премьера Никола Пашиняна — в 2016 году. Но тот не оставил даже намека на многовекторную политику. Свалив на Россию все неудачи в Карабахе, он начал движение от России в сторону Евросоюза. В его рамках он приостановил членство в ОДКБ, объявил охоту на пророссийских деятелей, включая последний арест предпринимателя Самвела Карапетяна. Борьба с Армянской апостольской церковью тоже вполне вписывается в сближение с ЕС.
Что касается Евросоюза, то ему Армения (наряду с Грузией) может быть интересна как транзитная страна, через которую впоследствии газ из Ирана на замену российскому потечет в Европу. В отличие от США европейцы с иранцами никогда не рвали. С точки зрения разрушения изнутри ЕАЭС и ОДКБ Армения тоже подходит. Инструментом же продвижения политики ЕС служат многочисленные НКО и крупные армянские общины Франции и Греции. Следующим шагом наверняка станет попытка убрать российскую военную базу из Гюмри.
Основным камнем преткновения для ЕС может оказаться Карабах, поскольку каждая из сторон конфликта требует от него выбрать, за кого он. Но Евросоюз выбирать не станет. Он будет продавливать и тех и других. В 2022 году он продавил Алиева и Пашиняна на то, что итоговый мирный договор они не станут подписывать при участии России. Для них принципиальный вопрос — сделать так, чтобы РФ полностью отошла от решения карабахского конфликта. А уж к чему в итоге стороны придут — вопрос десятый.
Что касается Грузии, Евросоюз давно использует ее обиду на Россию из-за Южной Осетии и Абхазии. По большому счету, здесь европейское влияние превосходило российское с самого начала. Неудивительно, что Грузия считается в Европе самой «продвинутой». Уход от власти Михаила Саакашвили, который сейчас в заключении, там восприняли совершенной спокойно, поскольку общее направление внешней политики не изменилось. В 2014 году нынешняя правящая команда подписала с ЕС договор об ассоциации.
Пожалуй, Грузия представляется европейцам наиболее значимой «добычей». Здесь есть и близость с Россией, в результате чего можно перекрыть с ней границу. Через грузинскую территорию должны идти трубопроводы как из Азербайджана и Средней Азии, так и из Армении и Ирана. Уже на побережье Черного моря их будут перевозить в порты Болгарии и Румынии, а далее по всему Евросоюзу. А Батуми интересует европейцев и как потенциальный недорогой курорт. Но тут им, правда, придется посоперничать с Турцией.
Вопрос с Грузией казался ЕС совершенно решенным. Тем неприятнее оказалось то, что нынешнее грузинское руководство не стало вводить санкции против России, посылать на помощь Украине регулярную армию и тем более открывать «второй фронт». Грузинских наемников в рядах ВСУ много, но они представляют оппозицию. Однако всё же общий курс страны в целом не изменился, от евроинтеграции как цели она не отказалась, дипотношения с РФ не восстановила. И потому в ЕС рассчитывают «дожать» премьера Ираклия Кобахидзе даже без всякого «майдана».
Так или иначе, Евросоюз имеет обширные планы на каждую из стран Закавказья. И все они нужны для одного — ослабить Россию. Учитывая нашу занятость на Украине, председательствующая в ЕС Дания постарается сделать всё, чтобы закрепить регион в орбите влияния Запада. В случае с Азербайджаном его придется «делить» с Турцией, но эта не такая уж проблема, поскольку та входит в НАТО и тоже имеет ассоциацию с ЕС. А вот Армению и Грузию Евросоюз попытается заполучить безраздельно.
Вадим Трухачев, газета «Известия»
Актуальная информация об обстановке на линии фронта 2 июля (обновляется)