Что сулит президентство Трампа Грузии и региону?
Колумнист Sputnik Грузия, эксперт по региональным вопросам Нино Скворцова рассуждает о том, станет ли президентство Трампа козырем для Грузии
Президентские выборы в США всегда привлекают внимание мирового сообщества, поскольку их исход влияет на международную политику. Выборы 2024 года проходили в условиях усиленной глобальной фрагментации, роста влияния других центров силы и значительного снижения гегемонии США. Эти обстоятельства не могут не отразиться на внешнеполитической стратегии администрации 47-го президента Дональда Трампа. Какой будет позиция Вашингтона в отношении Южного Кавказа и, в частности, Грузии и как текущие изменения могут повлиять на ситуацию в регионе?
Постоянные фигуры на шахматной доске
Южный Кавказ остается важным элементом геополитического соперничества великих держав. Исторически США стремились укрепить свои позиции в этом регионе для сдерживания влияния России и Ирана, а также для предотвращения доминирования Китая. Грузия в этой стратегии занимала ключевое место как прозападно ориентированное государство, поддерживающее интеграцию с НАТО, стремящееся к укреплению связей с ЕС и движущееся по пути демократизации политического режима.Болельщик делает селфи с человеком в маске Дональда Трампа перед предвыборным митингом, США
Однако по итогам президентских выборов в США возможны корректировки: Вашингтон будет вынужден пересмотреть свои приоритеты, так как мировой расклад сил существенно изменился. Экономические и социальные вызовы внутри США, а также конфликтные очаги в других регионах ослабят фокус Вашингтона на Южном Кавказе, что приведет к снижению активности в регионе в пользу более приоритетных стратегических направлений, как Азиатско-Тихоокеанский регион, Восточная Европа и Большой Средний Восток (прим. автора – американский термин для Ближнего Востока). В результате Грузия и весь регион могут оказаться в положении, когда США в меньшей степени заинтересованы Южным Кавказом и внутренней политикой этих стран.
Политический стиль Трампа и перспективы внешней политики его администрации
Первое президентство Дональда Трампа отличалось отходом от традиционных принципов американской внешней политики. С лозунгом "Америка прежде всего" (America First) он акцентировал национальные интересы США через транзакционный подход, основанный на выгоде и двусторонних соглашениях. Так, администрация Трампа пересмотрела NAFTA, заменив его на USMCA, который был более выгоден для США. В вопросе НАТО Трамп требовал от союзников увеличения расходов на оборону, угрожая сократить участие США, рассматривая альянс через призму экономической "справедливости".Трамп убежден, что американцы обеспечивают страны альянса, а те за счет низких взносов за собственную безопасность могут позволить себе высокий уровень жизни.
Аналогично отношение Трампа к международным институтам, таким как ООН и ВТО. Он утверждал, что они создают для США ненужные обязательства и расходуют американские ресурсы без отдачи. В 2020 году США даже попытались покинуть ВОЗ, критикуя ее за "политику в ущерб" Америке. Трамп подписал указ о выходе, однако смена администрации на демократическую приостановила данный процесс. Экономическая политика Трампа также была ориентирована на протекционизм, включая введение тарифов на китайские товары для снижения зависимости от Китая.
Южный Кавказ вполне может оказаться объектом интереса Вашингтона лишь в том случае, если регион станет предметом торга в переговорах между Вашингтоном и Москвой, Анкарой или Тегераном. Во-первых, сохранение статус-кво на Южном Кавказе представляет собой интерес для всех этих стран, исключающих войны, революции и фрагментацию. Во-вторых, все три страны стремятся к регионализации в международной политике и рассматривают Южный Кавказ в качестве традиционной сферы взаимодействия. В-третьих, влияние США и ЕС считается нежелательным для Турции, России и Ирана. Учитывая заявленный курс на предотвращение существующих кризисов на Украине, Ближнем Востоке и напряжения с Китаем, администрация Трампа может разыграть Южный Кавказ в качестве уступки ради сотрудничества по урегулированию более приоритетных направлений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Нино Скворцова